На четвертом этапе был проведен сравнительный анализ классного кабинета и коридора в течение всего учебного дня. Динамика содержания микроорганизмов в классном помещении представлена в таблице 6 и на рисунке 6, а коридора – в таблице 7 и на рисунке 7. Следует отметить, что данный анализ проводился в зимний период времени. По-видимому, это объясняет факт снижения микроорганизмов в соответствующие периоды учебного дня в одних тех же помещениях по сравнению с осенними исследованиями (см. таблицы 4 и 5). Выявлено, что тенденция снижения численности микроорганизмов во время уроков по сравнению с переменами, выявленное в осенний период (таблица 4), была подтверждена и в зимний период (таблица 6). По-видимому, динамика содержания микроорганизмов в воздухе связана с интенсивностью передвижения людей. Единственным исключением является 1 урок, что скорее всего объясняется наличием опоздавших учеников, в результате чего во время проведения эксперимента интенсивность передвижения людей была достаточно велика.
Что касается гипотезы о постепенном увеличении микроорганизмов к концу учебного дня, то в отношении классной комнаты сделать какие-либо окончательные выводы невозможно. Два пика увеличения – на 4 перемене и после уроков могут быть вызваны посторонними факторами, которые не учитывались первоначально при постановке экспериментов. Сами исследователи на 4 уроке находились в спортзале, где, как было показано ранее (таблица 3), наблюдается наибольшая загрязненность воздуха. Таким образом, непосредственно исследователи могли оказаться причиной наблюдаемого на 4 перемене резкого возрастания численности микроорганизмов. После же уроков, когда весь класс начал собираться домой, интенсивность движения резко возрасла по сравнению с обычными переменами. Вследствие этого, повышенная численность микроорганизмов после уроков может быть объяснена как увеличением загрязнения воздуха к концу учебного дня, так и интенсивностью движения. Относительно исследований в коридоре необходимо отметить, что здесь тенденция к увеличению количества микроорганизмов к концу учебного дня, при примерно одинаковой численности людей и интенсивности их передвижения, прослеживается более четко. От 1 перемены к 5 перемене численность микроорганизмов в воздухе постепенно увеличивается, аналогично тому как это наблюдалось и в осенний период (таблицы 4 и 7, рисунки 4 и 7).
Таблица 6. Количество микроорганизмов, содержащееся в 1м3 воздуха классного помещения
класс |
1-ая чашка |
2-ая чашка |
3-я чашка |
Среднее |
До урока |
127 |
127 |
254 |
170 + 42,5 |
1 урок |
382 |
254 |
764 |
467 +153 |
1 перемена |
254 |
891 |
127 |
424 +236,3 |
2 урок |
254 |
254 |
509 |
340+84,9 |
2 перемена |
509 |
509 |
893 |
637+127,8 |
3 урок |
254 |
382 |
382 |
340+42,4 |
3 перемена |
127 |
382 |
893 |
467 +225,1 |
4 урок |
254 |
127 |
127 |
170 +42,5 |
4 перемена |
5350 |
3694 |
1273 |
3440+1183,6 |
5 урок |
127 |
254 |
509 |
297+112,4 |
5 перемена |
893 |
127 |
764 |
595+236,1 |
6 урок |
254 |
891 |
127 |
424+236,3 |
После уроков |
891 |
1146 |
1401 |
1146+147,2 |
Интересное на сайте:
Миелин в центральной нервной системе
Мозг человека содержит 120 г миелина, что составляет одну треть его сухой массы. Миелин – уникальное образование, организация которого позволяет проводить импульс в аксоне с минимальной затратой энергии. Миелиновая оболочка – высокооргани ...
Материалы и методы исследования
При исследовании генетической изменчивости и таксономических взаимоотношений у трёх видов лиственниц Палеарктики нами был использован материал 160 деревьев из двух природных популяций лиственницы сибирской, одной популяций лиственницы дау ...
Организация ганглиозидов в мембране
Молекулярная организация ганглиозидов в мембране очень динамична, что создает, с одной стороны, некоторую локальную неустойчивость мембраны, а с другой – поддерживает ее целостность. Молекулы ганглиозидов не подвержены флип-флопу, но спос ...