Введение

Классическая наука изучала мир, существующий независимо от человека, объективный. Она делала акцент на исследовании объектов самих по себе и полагала, что знания являются отражением действительности, копиями вещей и отношений между ними. Современная наука признала зависимость достоверного знания от познающего человека и невозможность объективного знания. Она все больше акцентирует внимание на инструментальном характере знаний, на месте человека в создаваемом им мире, на роли открываемых ею истин в жизни человека. Это заставляет говорить о гуманитаризации («очеловечивании») современной науки.

Наука в современном смысле слова появляется в Новое время (XVII - XVIII вв.) и сразу же начинает очень динамично развиваться. Сначала в XVII в. закладываются основы современного естествознания: разрабатываются опытно-математические методы наук о природе (усилиями Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка) и классическая механика, лежащая в основе классической физики (усилиями Г. Галилея, И. Ньютона, Р. Декарта, Х. Гюйгенса), опирающаяся на классическую математику (в частности, на геометрию Евклида). В этот период научное знание становится в полном смысле слова доказательным, систематизированным, опирающимся на специальные исследовательские процедуры. Тогда же появляется, наконец, научное сообщество, состоящее из профессиональных ученых, которое начинает обсуждать научные проблемы, появляются специальные учреждения (Академии наук), способствующие ускорению обмена научными идеями. Поэтому именно с XVII в. говорят о появлении науки как социального института.

Развитие западноевропейской науки шло не только за счет накопления знаний о мире и о себе самой. Периодически происходили смены всей системы наличного знания – научные революции, когда наука сильно менялась. Поэтому в истории западноевропейской науки выделяют 3 периода и связанные с ними типы рациональности: 1) период классической науки (XVII – начало ХХ в.); 2) период неклассической науки (1-я половина ХХ века); 3) период постнеклассической науки (2-я половина ХХ века). В каждый из периодов расширяется поле исследуемых объектов (от простых механических к сложным, саморегулирующимся и саморазвивающимся объектам) и меняются основания научной деятельности, подходы ученых к исследованию мира – как говорят, «типы рациональности».

Цель данной работы – провести сравнительный анализ классической и неклассической стратегий естественнонаучного мышления. Для этого были поставлены следующие задачи:

рассмотреть период классической науки;

рассмотреть период неклассической науки;

провести их сравнительный анализ.


Интересное на сайте:

Азот
Азот является одним из четырех основных элементов, участвующих в построении клетки. В расчете на сухие вещества его содержится приблизительно 10%. Природный азот бывает в окисленной, восстановленной и молекулярной формах. Подавляющее боль ...

Органы полости, тепа. Нервная система и поведение млекопитающих
Полость тела поделена плоской куполообразной мышцей — диафрагмой на грудную и брюшную части. В грудной полости находятся сердце и легкие, в брюшной — желудок, кишечник, печень, почки и другие органы. Пищеварительная система млекопитающих ...

Проблема возникновения почв и эволюция почвообразования в истории Земли
Роль процессов выветривания в развитии химического состава земной коры континентов. Появление почв было предопределено образованием первых наземных фитоценозов, положивших начало биогенной циклической миграции химических элементов на суш ...