Учение Вернадского о биосфере
Страница 1

Учение о биосфере – области существования живого вещества на планете Земля – сложилось в результате проведенного В.И. Вернадским глубочайшего анализа всех явлений жизни в их взаимной связи между собой и косным веществом планеты на всем пути их исторического развития.

В.И. Вернадский пришел к диалектическому пониманию процессов под влиянием научного анализа фактов. Свое внимание он сосредоточил на действительной истории природы, вводя разделение происходящих в ней процессов на обратимые и необратимые.

Класс обратимых явлений и процессов соответствует законам сохранения современной физики. Но наряду с законами сохранения в обратимых процессах (равновесных) и явлениях, в окружающем нас мире наблюдаются явно необратимые процессы (неравновесные). Первые не обладают свойством эволюции, т.е. существуют как бы вне времени, для процессов второго типа характерно необратимое эволюционное развитие, тем не менее, они обладают двумя противоположными тенденциями эволюции. В явлениях неживой природы – эволюция в направлении роста энтропии или уменьшения свободной энергии. В явлениях же жизни наблюдается эволюционный процесс роста свободной энергии, что в историческом развитии человеческого общества выражается ростом производительности труда.

В настоящее время в арсенале теоретической физики наряду с законами сохранения есть закон, который характеризует историческую тенденцию в развитии природы. Этот закон известен как второй закон термодинамики, согласно которому «способность физической системы к совершенствованию внешней работы с течением времени уменьшается». Иногда об этой тенденции говорят, что с течением времени свободная энергия может только уменьшаться. В.И. Вернадский использовал этот закон для объяснения эволюции живого вещества на планете Земля и в космосе. Но вся эволюция жизни демонстрировала прямо противоположную тенденцию. Свободная энергия вещества в биосфере неуклонно растет. Этот рост свободной энергии сейчас принимает фантастический характер в результате геохимической и геологической деятельности человека.

Исследования исторического процесса эволюции жизни привели В.И.Вернадского к выводу о возрастающей роли научной мысли. Он создал учение о переходе биосферы в ноосферу – в сферу разума, когда развитие жизни на Земле будет поставлено под контроль человека.

Человечество вступило в эпоху сознательного управления ходом исторического развития. То, что естествоиспытатель называл «тенденцией роста свободной энергии» проявляется в неуклонном росте энерговооруженности труда, одном из важнейших компонентов роста его производительности. В результате этого на удовлетворение каких-либо общественных потребностей расходуется меньше рабочего времени, чем раньше. А это сокращение необходимого рабочего времени и есть не что иное, как закон экономии времени.

Учение В.И.Вернадского о биосфере, о преобразовании биосферы в ноосферу по мере развития человеческой деятельности и внедрения в научную практику достижений научного знания приобретает особую актуальность как основа фундаментального подхода к комплексным экономическим проблемам.

Фундаментальное значение во многом определяющее научные результаты, полученные В.И.Вернадским, имел термодинамический подход ученого к исследованиям геосфер, или земных оболочек.

Еще в 1923 – 1924 гг. в лекциях по геохимии, прочитанных в Сорбонне, в Парижском университете, он отмечал: «И геосферы, и земные оболочки можно рассматривать как области разнообразных динамических физико-химических равновесий, стремящихся достигнуть устойчивого состояния, непрерывно нарушаемого вхождением в них чуждых данному динамическому равновесию проявлений энергии.

Страницы: 1 2


Интересное на сайте:

Строение здоровой кожи человека. Кожа – это целая тканевая система
Она состоит из трех основных компонентов: эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки. Все это - звенья одной цепи, которые находятся в тесной связи между собой. Эпидермис – самый верхний слой нашей с вами кожи. Именно он встает на пут ...

Жизнь в разных климатических условиях
Живые организмы приспособились к разным климатическим условиям. Некоторые бактерии живут даже в воде, которой охлаждают атомные реакторы. Приспособление растений является самым разнообразным. Растения засушливых регионов имеют длинный кор ...

Школа Мюллера и работа Шванна
Второй школой, где изучали микроскопическое строение животных тканей, была лаборатория Иоганнеса Мюллера в Берлине. Мюллер изучал микроскопическое строение спинной струны (хорды); его ученик Генле опубликовал исследование о кишечном эпите ...