Учение Вернадского о биосфере
Страница 2

Во всяком случае, учитывая сложность природных процессов, можно сказать, что термодинамические параметры геосфер можно принять за исходные в оценке геохимических явлений и в выяснении строения геосфер.

Изучая земные оболочки с этой точки зрения, можно говорить о нахождении в них термодинамических геосфер, которые определяются в своих свойствах температурой и давлением» [3, стр.63].

Эмпирически установленная земная оболочка – биосфера – не попадает в область термодинамических оболочек земной коры не только потому, что в ней выступают на первое место переменные, совсем не входящие в состав термодинамических равновесий. Явления жизни в эту теорию равновесий не входят.

Академик А. В. Сидоренко, указывая на непреходящее значение учения В.И.Вернадского об эволюции биосферы и превращении ее в ноосферу, писал: «Ноосфера – область взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития». В.И.Вернадский внес в это понятие диалектико-материалистическое содержание, а именно: «Ноосфера – новая, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, становится крупнейшей силой, сопоставимой по масштабам с геологическими, и начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли, глубоко изменяя ее своим трудом. Становление и развитие человечества как новой, преобразующей силы выразилось в возникновении новых форм обмена веществом и энергией между обществом и природой, все возрастающем биогеохимическом и ином воздействии человека на биосферу» [8, стр. 46].

Учение В.И.Вернадского о непрерывном росте масштабов человеческой деятельности на основе достижения научного знания приобретает все большую действительность по мере развития научно-технического прогресса, преобразования биосферы, вовлечения в эти процессы все новых объектов природы Земли и ближнего космоса.

Одна из центральных проблем учения В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, отражающая гуманистическую ориентацию его мировоззрения, - проблема человека, его всестороннего развития в условиях преобразования планетарной и космической среды, сохранения и развития здоровья, совершенствования его психофизиологических ресурсов и возможностей, наиболее рационального приобщения к творческому труду [5, стр. 3].

Страницы: 1 2 


Интересное на сайте:

Пятый - шестой день практики. Дендрологическое обследование скверов, бульваров, парков города.
Методика работы. Для каждой бригады отводится парк, бульвар или другой участок зеленых насаждений. Студенты должны тщательно обследовать имеющиеся насаждения на объекте, определить все виды древесных растений. Место работы: парк «Городск ...

Можжевельник виргинский Грей Оул - Juniperus virginiana Grey Owl
Кустарник. Высота 2-3 м, диаметр кроны 5-7 м. Годовой прирост в высоту 10 см, в ширину 10-20 см. Продолжительность жизни более 100 лет. Крона густая, широкая. Хвоя чешуйчатая, внутри кроны игольчатая, серо-голубая или серо-зеленая, дли ...

Наука – определение. Специфические черты
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Специфические черты науки: 1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА — в том смысле, что она сообщает знания, истинные для ...