Учение Вернадского о биосфере
Страница 2

Во всяком случае, учитывая сложность природных процессов, можно сказать, что термодинамические параметры геосфер можно принять за исходные в оценке геохимических явлений и в выяснении строения геосфер.

Изучая земные оболочки с этой точки зрения, можно говорить о нахождении в них термодинамических геосфер, которые определяются в своих свойствах температурой и давлением» [3, стр.63].

Эмпирически установленная земная оболочка – биосфера – не попадает в область термодинамических оболочек земной коры не только потому, что в ней выступают на первое место переменные, совсем не входящие в состав термодинамических равновесий. Явления жизни в эту теорию равновесий не входят.

Академик А. В. Сидоренко, указывая на непреходящее значение учения В.И.Вернадского об эволюции биосферы и превращении ее в ноосферу, писал: «Ноосфера – область взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития». В.И.Вернадский внес в это понятие диалектико-материалистическое содержание, а именно: «Ноосфера – новая, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, становится крупнейшей силой, сопоставимой по масштабам с геологическими, и начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли, глубоко изменяя ее своим трудом. Становление и развитие человечества как новой, преобразующей силы выразилось в возникновении новых форм обмена веществом и энергией между обществом и природой, все возрастающем биогеохимическом и ином воздействии человека на биосферу» [8, стр. 46].

Учение В.И.Вернадского о непрерывном росте масштабов человеческой деятельности на основе достижения научного знания приобретает все большую действительность по мере развития научно-технического прогресса, преобразования биосферы, вовлечения в эти процессы все новых объектов природы Земли и ближнего космоса.

Одна из центральных проблем учения В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, отражающая гуманистическую ориентацию его мировоззрения, - проблема человека, его всестороннего развития в условиях преобразования планетарной и космической среды, сохранения и развития здоровья, совершенствования его психофизиологических ресурсов и возможностей, наиболее рационального приобщения к творческому труду [5, стр. 3].

Страницы: 1 2 


Интересное на сайте:

Классическое естествознание – характеристика
В XVII веке родилось классическое естествознание, у истоков которого стояли такие выдающиеся ученые как Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон, Ф. Бэкон. 1.Классическое естествознание заговорило языком математики. Антич ...

Незабудка
Многолетнее растение, но используется чаще как двулетник. Род насчитывает около 50 видов. Все садовые формы получены в основном от незабудки альпийской. Отличается редкой окраской цветков, собранных в соцветие — завиток. Посев проводят в ...

Заключение.
Предбиологические структуры, представляющие собой гигантские органические макромолекулы, являются пределом химической эволюции вещества. Следующий и принципиально иной уровень сложности в организации материи по сравнению с атомарно-молеку ...