Учение Вернадского о биосфере
Страница 2

Во всяком случае, учитывая сложность природных процессов, можно сказать, что термодинамические параметры геосфер можно принять за исходные в оценке геохимических явлений и в выяснении строения геосфер.

Изучая земные оболочки с этой точки зрения, можно говорить о нахождении в них термодинамических геосфер, которые определяются в своих свойствах температурой и давлением» [3, стр.63].

Эмпирически установленная земная оболочка – биосфера – не попадает в область термодинамических оболочек земной коры не только потому, что в ней выступают на первое место переменные, совсем не входящие в состав термодинамических равновесий. Явления жизни в эту теорию равновесий не входят.

Академик А. В. Сидоренко, указывая на непреходящее значение учения В.И.Вернадского об эволюции биосферы и превращении ее в ноосферу, писал: «Ноосфера – область взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития». В.И.Вернадский внес в это понятие диалектико-материалистическое содержание, а именно: «Ноосфера – новая, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, становится крупнейшей силой, сопоставимой по масштабам с геологическими, и начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли, глубоко изменяя ее своим трудом. Становление и развитие человечества как новой, преобразующей силы выразилось в возникновении новых форм обмена веществом и энергией между обществом и природой, все возрастающем биогеохимическом и ином воздействии человека на биосферу» [8, стр. 46].

Учение В.И.Вернадского о непрерывном росте масштабов человеческой деятельности на основе достижения научного знания приобретает все большую действительность по мере развития научно-технического прогресса, преобразования биосферы, вовлечения в эти процессы все новых объектов природы Земли и ближнего космоса.

Одна из центральных проблем учения В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, отражающая гуманистическую ориентацию его мировоззрения, - проблема человека, его всестороннего развития в условиях преобразования планетарной и космической среды, сохранения и развития здоровья, совершенствования его психофизиологических ресурсов и возможностей, наиболее рационального приобщения к творческому труду [5, стр. 3].

Страницы: 1 2 


Интересное на сайте:

Путь от зерна до буханки хлеба
Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством – ...

Роль почвы в регулировании углерод-кислородного массообмена в биосфере
Почва характеризуется высокой биогенностью и насыщенностью живыми организмами, их метаболитами, а также мертвым органическим веществом, преимущественно растительного происхождения. Деструкция растительных остатков производится почвенной ...

Распределение рассеянных элементов в педосфере
Как отмечено ранее, химический состав педосферы весьма неоднороден. Относительное содержание большей части химических элементов в почвах разных районов может различаться в сотни и тысячи раз. Эта закономерность, обнаруженная Р. Митчеллом ...