Гигиенические требования к организации сна школьников и подростков
Страница 2

По мере развития ребенка происходят существенные качественные сдвиги в организации нервных процессов в течение сна. Они могут быть объективно оценены путем регистрации вегетативных и двигательных реакций, а также ЭЭГ. Значительное укорочение с возрастом периодов «беспокойного», или «активного» сна при сравнительно небольшом изменении продолжительности «спокойного» сна, установленное посредством количественной оценки частоты и ритмичности дыхания, сердечных сокращений и общей двигательной активности, корректирует с эволюцией биопотенциалов мозга ребенка. «Созревание» систем, обеспечивающих синхронизированный сон, сопровождается формированием механизмов реципрокного взаимодействия между медленными и быстрыми фазами сна. А. Н. Шеповальников (1971) считает, что быстрый сон новорожденного не аналогичен ФБС взрослого человека и в процессе возрастного развития лишь постепенно достигает его характеристик. Во время сна мозг может функционировать на уровне, соответствующем как бы его более низкой стадии онтогенетического развития. Например, у детей, во время сна могут появляться двигательные рефлексы, характерные для более раннего возрастного периода (поиск груди, в норме наблюдающийся у детей до 7-месячного возраста).

В процессе онтогенетического развития человека происходит количественное и качественное изменение электроэнцефалографического цикла сна и его отдельных компонентов. Эти изменения наиболее значительны в возрасте до 6 лет. Абсолютная продолжительность сна уменьшается к 20 годам, хотя индивидуальные различия в продолжительности сна сохраняются на протяжении всей жизни.

Новорожденные дети спят 20 – 22 ч в сутки. С возрастом продолжительность сна у человека снижается.

Сокращение продолжительности сна у детей на 2 – 4 часа и больше резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии клеток коры головного мозга – понижается их реактивность и падает величина условных рефлексов. Более длительное недосыпание вызывает очень высокие изменения реактивности коры головного мозга. Кортикальные клетки развивают то максимальный эффект, то, наоборот, не отвечают на раздражения (Н.И. Красногорский). Существенные изменения корковой динамики и вегетативной реактивности происходят при недосыпании и у практически здоровых детей 7 – 8 лет.

При сокращении ежедневной продолжительности сна до 8 – 9 часов у школьников 7 – 8 лет нарушается подвижность, уравновешенность, сила условных реакций, взаимодействие между первой и второй сигнальной системами. С увеличением продолжительности сна до 11,5 часов в сутки функциональное состояние центральной нервной системы у учащихся улучшается: условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные, быстро вырабатываются и оказываются стойкими, что свидетельствует об уравновешенности раздражимого и тормозного процессов, улучшается и взаимодействие между первой и второй сигнальными системами (Л.С. Богаченко).

Недосыпание неблагоприятно влияет и на учащихся старшего возраста. Отмечено, что при продолжительности ночного сна 7,5 – 8 часов показатели, характеризующие уровень работоспособности практически здоровых учащихся 12 – 13 лет (6-й класс), оказываются на 30% ниже обычных, свойственных детям с 9 – 10-часовым ночным сном (М.В. Антропова).

Страницы: 1 2 3 4


Интересное на сайте:

Продолжительность жизни
Продолжительность жизни вида зависит от условий (факторов) жизни. Различают физиологическую и максимальную продолжительность жизни. Физиологическая продолжительность жизни – это такая продолжительность жизни, которая определяется только ...

Динамичность билипидного слоя мембраны
Строгая организованность липидного слоя мембраны не лишает его большой динамичности, которая возникает из-за передвижения липидных молекул в пределах мембраны, т.е. за счет интрамолекулярных движений липидов в пределах бислоя. Известно по ...

Мутационный процесс и проблема генетической безопасности
Частота спонтанного и индуцированного мутационного процесса находится под генетическим контролем. Наиболее существенное, влияние на мутационный процесс оказывают гены, контролирую­щие редупликацию, репарацию и рекомбинацию, однако этим не ...