Предметная область естествознания

Материалы » Основы естествознания » Предметная область естествознания

Естествознание – обозначение традиционной совокупности наук о природе,ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития.

Естествознание наряду с науками об обществе и о мышлении являетсяважнейшей составляющей человеческого знания. Становление естествознания как области научного знания произошло в эпоху Возрождения и было связано с использованием экспереминтального метода исследования явлений природы, осуществлением многих географических открытий, представивших исследователям обширный материал по явлениям живой и неживой природы различных стран и континентов. Собирание и систематизация фактов механического, физического, химического и биологического характеров послужило основой для зарождения соответствующих естественных наук.

Цели естествознания – двоякие:

1. Находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;

2. Раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.

Можно сказать, что познание истины (законов природы) – непосредственная или ближайшая цель естествознания, а содействие их практическому использованию - конечная цель естествознания.

Для классической философской традиции характерно сближение естествознания с гуманитарным познанием, рассмотрение их в едином ряду целостного постижения единого мира (идеи Гердера об изучении развития живой и неживой природы и человеческой истории как этапов эволюции единого мирового организма; классификация форм движения материи – механической, физической, химической, биологической и социальной – как основа классификации наук у Энгельса и др.). В неоклассической философии вопрос о специфике естествознания остро ставится в связи с осмыслением специфики гуманитарного познания, эксплицируясь в философии Дильтея в рамках дистанцирования им «наук о природе» и «наук о духе». В рамках Баденской школы неокантианства вопрос о специфике естествознания также артикулировался в связи с осмыслением специфики гуманитарного и естественно-научного видов познания.

В своей исторической динамике естествознание выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на все естествознание в целом. В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и несколько (групповое лидерство). В истории естествознания можно проследить следующих лидеров: механика (17-18 вв), химия, физика, биология (19 в), физика (первая половина 20 в), химия, физика, биология (вторая половина 20 в). Утверждение в естествознании 20 в группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством, их все большей ориетацией на на решение современных задач общества.

Таким образом, можно сказать, что все это приводит к повышению роли естествознания в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему.


Интересное на сайте:

Молекулярно-генетический уровень. Генетический код
Молекулярно-генетический уровень. Это наиболее элементарный характерный для жизни уровень. Как бы сложно или просто ни было строение любого живого организма, они все состоят из одинаковых молекулярных соединений. Примером этого являются н ...

Канал
1. Lymnaea stagnalis 2. L. glutinosa 3. L. atra 4. L. intermedia 5. L. lagotis 6. L. ovata 7. L. auricularia 8. Contectiana fennica 9. Planorbarius purpura 10. P. corneus 11. Bithynia tentaculata 12. Codiella leachi 13. Planor ...

Бактерии – паразиты
Это бактерии, вызывающие болезни. Широко распространена опасная болезнь дизентерия. Дизентерийная палочка, размножаясь в кишечнике, вызывает его опасное расстройство («кровяной понос»). Близкими возбудителями вызывается сальмонеллез и брю ...