Проблема биологического и социального в человеке

Материалы » Основы естествознания » Проблема биологического и социального в человеке

С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.п. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находится в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Со стороны своей биологической природы, каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов, получаемых от родителей.Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, силу голоса и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности. Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека.

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора – пансициологизма

и абсолютизации биологического фактора – панбиологизма

. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды . Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой.

По мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представлениях о природе человека должна внести «теория геннокультурной коэволюции». Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков, поэтому человек выступает объектом биологического знания.

Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечевается» социокультурными факторами.

С вопросом биологического и социального тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской антропологии, отражающая психическую и биологическую стороны существования человека.


Интересное на сайте:

Род саламандры — salamandra laurenti, 1768
Околоушные железы (паротиды) крупные, хорошо выражены. Хвост относительно короткий и почти цилиндрический. Конечности относительно короткие. Спинной гребень и отросток над основанием хвоста отсутствуют. Небные зубы в виде двух продольных ...

Нервные клетки — нейроны
Структурно-функциональной единицей нервной ткани являются нейроны или нейроциты. Под этим названием подразумевают нервные клетки (их тело — перикарион) с отростками, образуюшими нервные волокна (вместе с глией) и заканчивающимися нервными ...

Человек как продукт биологической и социокультурной эволюции
Людей издавна волновал вопрос их происхождения. Наиболее древним является религиозное представление о происхождении человека. Религии свойственна вера в божественное творение жизни и человека. Согласно религиозным взглядам, человек отлича ...