Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности создавать и использовать.
Любой предмет культуры можно разложить как минимум на 2 составляющие:
1) природная основа;
2) социальное оформление.
Эта двойственность мира культуры является основой существования двух её типов: естественно-научного и гуманитарного.
Критерии различения гуманитарного и естественно-научного знания
Критерии различения |
Естественные науки |
Гуманитарные науки |
Объект исследования |
природа |
общество |
Ведущая функция |
объяснение (истина доказывается) |
понимание (истина истолковывается) |
Характер методологии |
генерализирующий (обобщающий) |
индивидуализирующий |
Антропоцентризм |
изгоняется |
неизбежен |
Идеологическая нагрузка |
Идеологический нейтралитет |
Идеологическая нагруженность |
Количественно- качественные характеристики |
преобладание количественных оценок (математика) |
преобладание качественных оценок |
Применение экспериментальных методов |
составляют основу методологии |
затруднено |
Характер объекта исследования |
1) материальный; 2) относительно устойчивый |
1) больше идеальный, чем материальный; 2) относительно изменчивый |
Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем:
§ они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества, в создании оптимальных условий для самосохранения и самосовершенствования;
§ осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами;
§ взаимно координируют в процессе развития человечества;
§ являются самостоятельными ветвями единой системы знаний науки и духовной культуры в целом.
Мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, экономисты, менеджеры и другие специалисты — гуманитарии начинают применять в своей работе системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации, знание фундаментальных законов естествознания и в частности физики. Поясним вышесказанное примерами из практики. Юрист разбирает дело о столкновении судов. Конечно, ему нужно знать законы, приняты в мировой практике судовождения. Но, с другой стороны, если он не знает, что такое масса, радиус поворота, скорость, ускорение и т. д., он не сможет реально применить свои профессиональные знания.
Английский историк и писатель Ч. Сноу написал книгу о «двух культурах», которые существуют в современном индустриальном и постиндустриальном обществе, — естественно-научной и гуманитарно-художественной. Он сокрушается по поводу огромной пропасти, которая наблюдается между ними и с каждым годом все возрастает. Ученые, посвятившие себя изучению гуманитарных и точных отраслей знания, все более и более не понимают друг друга. По мнению Сноу, это очень опасная тенденция, которая грозит гибелью всей человеческой культуре. Несмотря на излишнюю категоричность и спорность некоторых суждений Сноу, в целом нельзя не согласиться с наличием проблемы и оценкой ее важности. Действительно, существуют немалые различия между естественно-научным и гуманитарным познанием. Естествознание ориентировано на повторяющееся, общее и универсальное, абстрактное; гуманитарное познание — на специальное, конкретное и уникальное, неповторимое. Цель естествознания — описать и объяснить свой объект, ограничить свою зависимость от общественно-исторических факторов и выразить знание с позиций вневременных принципов бытия, выразить не только качественные, но и количественные характеристики объекта. Цель гуманитарных наук — прежде всего, понять свой объект, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толкования и содержания объекта познания и своего отношения к нему и т.д.
Интересное на сайте:
Седьмой день практики. Принципы организации ботанических
садов и арборетрумов
Методика работы. Руководитель практики знакомит студентов с научными и производственными организациями города, в которых занимаются интродукцией древесных растений. Проводится экскурсия по территории дендрологического парка.
Место работы ...
Биохимические сдвиги в моче
Выполнение физических нагрузок приводит также к значительным сдвигам в химическом составе мочи и существенно влияет на ее физико-химические свойства.
После завершения мышечной работы наиболее характерным является появление в моче химичес ...
Описание мест исследования
Данная работа проводилась в июле 2009 года в рамках экологической экспедиции лицея №10. Исследования проводились на кальцефильной степи в районе бывшего хутора Караицкий (Фото 2). Природный парк "Донской", находящийся в нашей об ...