Древнегреческая натурфилософия (Аристотель, Демокрит, Пифагор и др.)

Материалы » Концепции современного естествознания » Древнегреческая натурфилософия (Аристотель, Демокрит, Пифагор и др.)

Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. - natura — природа), или философия природы. Древнегреческая натурфилософия подразделяется на 3 периода.

1. Ионийский период (VI-V века до н.э.).

Господствует учение о первоначалах мира (огонь, вода, воздух, земля). Фалес Милетский

(640-564 до н.э.) – древнегреческий философ, считал, что первоначалом всех вещей является вода, и всё произошедшее от неё наделено свойствами жизни, одушевлено. Анаксимандр

(640-547 до н.э.) – ученик Фалеса, представлял себе первовещество более абстрактным, более неопределенным, бесконечным, или «апейроном», породившим и воздух и воду, в которой возникла жизнь.

Первая научная программа древности

– математическая программа Пифагора(580-500 до н.э.). Помимо известной «теоремы Пифагора» на счету этого античного ученого имеется и ряд других научных достижений. К их числу относится, например, введение понятия иррациональности. Превыше всего ставил Число. Считая, что мир состоит из пяти элементов (земли, огня, воздуха, воды и эфира), Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников с тем или иным числом граней. Пифагор заложил основы развития естествознания, опираясь на числовые закономерности, на законы бытия.

2. Афинский период (V-IV века до н.э.).

Автором второй научной программы древности

– физической программы был Демокрит

(ок. 460-370 до н.э.). Его атомистическое учение объясняло целое как сумму отдельно составляющих его идей. Основные принципы атомизма Демокрита:

§ вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц — атомов и незаполненного пространства — пустоты. Наличие последней является обязательным условием для осуществления перемещения атомов в пространстве;

§ атомы неуничтожимы, вечны, а потому и вся Вселенная, из них состоящая, существует вечно;

§ атомы представляют собой мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы — последние, образно говоря, «кирпичики мироздания»;

§ атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве;

§ различаются атомы по форме и величине;

§ все предметы материального мира образуются из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний.

Третьей научной программой древности

было учение Аристотеля

(384-322 до н.э.). Он представил мир как целое, естественно возникшее образование, имеющее причины развития в себе самом. В истории науки Аристотель известен также как автор космологического учения, которое оказало огромное влияние на миропонимание многих последующих столетий. Космология Аристотеля — геоцентристическое воззрение. Аристотель рассматривает Бога как разум мирового масштаба, дающий энергию «перводвигатель».

3. Эллинистский период (330 г. до н.э. – 30 г. н.э.).

Одним из крупнейших ученых-математиков этого периода был Евклид

(III век до н.э.). В своём труде «Начала» систематизировал все математические достижения того времени. В «Началах» были заложены основы античной математики. Созданный Евклидом метод аксиом позволил ему построить здание геометрии, носящей по сей день его имя. В этот период были также немалые достижения в области механики. Архимед

(287-212 до н.э.) – первоклассный ученый, математик и механик эллинистского периода, решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, определил значение числа π (пи), ввёл понятие центра тяжести и разработал методы его определения для различных тел, дал математический вывод законов рычага. Широчайшую известность получил закон Архимеда, касающийся плавучести тел. Согласно этому закону, на всякое тело, погруженное в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема.

В этот период получили своё развитие идеи атомистики в учении Эпикура

(341-270 до н.э.). Он внёс в описание атомов, сделанное Демокритом, некоторые поправки:

§ атомы не могут превышать известной величины;

§ число форм атомов ограничено;

§ атомы обладают тяжестью и т. д.

Но самое главное в атомистическом учении Эпикура – это попытка найти какие-то внутренние источники жизни атомов. Он высказал мысль, что изменение направления их движения может быть обусловлено причинами, содержащимися внутри самих атомов.


Интересное на сайте:

Концепция универсального эволюционизма
Самоорганизация в живой и неживой природе. Самоорганизация - основа эволюции жизни, источник и основа эволюции любых систем. В термодинамике эволюция идет в направлении увеличения энтропии, а в биологических системах – наоборот. Противо ...

Биохимические сдвиги в головном мозге
Во время мышечной деятельности в мотонейронах коры головного мозга происходит формирование и последующая передача двигательного нервного импульса. Оба эти процесса - формирование и передача нервного импульса — осуществляются с потребление ...

Окружающая среда, ее компоненты
«Окружающая среда» — более широкое понятие, чем географическая. Оно включает в себя, помимо по­верхности Земли и ее недр, часть Солнечной системы, которая попадает или может попасть в сферу деятельности человека, а также созданный им мат ...