Система современной химии. Двуединая проблема химии. Уровни химических знаний (учение о составе химических веществ, учение о структуре химических соединений, учение о химических процессах, эволюцион

Материалы » Концепции современного естествознания » Система современной химии. Двуединая проблема химии. Уровни химических знаний (учение о составе химических веществ, учение о структуре химических соединений, учение о химических процессах, эволюцион

Химия

– это наука о химических элементах и их соединениях.

Основанием химии, по Менделееву, выступает основная двуединая проблема

получение веществ с заданными свойствами (на достижение ее направлена производственная деятельность человека) и выявление способов управления свойствами вещества (на реализацию этой задачи направлена научно-исследовательская работа ученых). Черный список Севастополь на сайте http://trongo.ru/

Основная двуединая проблема химии является системообразующим началом данной науки. Она возникла в глубокой древности и не потеряла своей актуальности в наши дни. Естественно, что в разные исторические эпохи данная задача решалась по-разному, так как способы ее решения зависят от уровня материальной и духовной культуры общества, а также внутренних закономерностей, присущих ходу научного познания. Достаточно сказать, что изготовление таких материалов, как, например, стекло и керамика, краски и душистые вещества, в древности осуществлялось совершенно иначе, чем в XVIII в. и позже.

Важнейшей особенностью основной проблемы химии является то, что она имеет всего четыре способа решения. Речь при этом идет не о частных методах изучения превращений веществ — их множество, а о самых общих способах решения вопроса: от чего, от каких факторов зависят свойства веществ. А зависят они от четырех факторов:

1) от элементного и молекулярного состава вещества;

2) от структуры молекул вещества;

3) от термодинамических и кинетических (наличие катализаторов и ингибиторов, воздействие материала стенок сосудов и т.д.) условий, в которых вещество находится в процессе химической реакции;

4) от высоты химической организации вещества.

Поскольку способы решения основной проблемы химии появлялись последовательно, то в истории химии можно выделить четыре последовательно сменявших друг друга этапа. В то же время с каждым из названных способов решения основной проблемы химии связана собственная концептуальная система знаний. Эти четыре концептуальных системы знания находятся в отношениях иерархии (субординации). В системе химии они являются подсистемами, так же как сама химия представляет собой подсистему естествознания в целом. Концептуальные системы химии можно представить наглядно в виде схемы:

1. Учение о составе вещества

1660 г.

2. Структурная химия

1800 г.

3. Учение о химических процессах

1950 г.

4. Эволюционная химия

1970-е – н.в.

Основной производственной задачей химии является получение вещества с заданными свойствами. Это осуществляется:

§ на первом уровне, с учётом изменения состава;

§ на втором уровне, с учётом изменения состава и структуры;

§ на третьем уровне, с учётом условий, при которых протекает химический процесс, а также состава и структуры;

§ на четвёртом уровне, с учётом самоорганизации реакторной системы.


Интересное на сайте:

Функции дендритов
Хотелось бы отметить, что основные трудности, с которыми сталкивается исследователь при изучении функции дендритов, - это отсутствие сведений о свойствах мембраны дендрита (в отличие от мембраны тела нейрона) из-за невозможности введения ...

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Состав и строение клетки
Современная клеточная теория включает следующие положения: 1. Все живые организмы состоят из клеток. Клетка – структурная, функциональная единица живого, основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живо ...

Основные показатели биогеоценоза
Видовой состав — количество видов, обитающих в биогеоценозе. Видовое разнообразие - количество видов, обитающих в биогеоценозе на единицу площади или объема. В большинстве случаев видовой состав и видовое разнообразие количественно не ...