Эмоции
Страница 2

Лимбическая система включает в себя часть ядер гипоталамуса, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп. Она получила название круга Пейпеца. Наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживает поясная извилина и гипоталамус. Кроме того, многие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. К ним относятся: миндалина, лобная и височная доли коры.

Миндалина расположена в коре в основании височной доли. Доказано отношение миндалины к агрессивному поведению, поскольку после ее удаления агрессивные реакции исчезают. Считается, что эмоциональные функции миндалины реализуются на сравнительно поздних этапах развития, когда актуализированные потребности уже трансформировались в соответствующие эмоциональные состояния. Миндалина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими потребностями, и определяет выбор поведения. В регуляции эмоций большое значение имеет кора. Поражение лобных долей коры приводит к нарушению эмоциональной сферы человека. В основном развиваются 2 синдрома:

1) эмоциональная тупость;

2) растормаживание низших эмоций и влечений. При этом в первую очередь нарушаются высшие эмоции, связанные с сознательной деятельностью, социальными отношениями, творчеством. Билатеральное удаление у обезьян височных полюсов ведет к подавлению агрессии и страха. Эффект сходен с разрушением миндалины. Передняя доля лимбической коры контролирует эмоциональные интонации, выразительность речи. В результате двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь больного становится монотонной, бесцветной.

Считается, что поясная извилина имеет двусторонние связи с подкорковыми структурами (верхние бугры четверохолмия, голубое пятно и др.), а также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи обширны, т.к. она выполняет функцию высшего координатора различных систем мозга, участвующих в формировании эмоций.

Таким образом, можно выделить 2 группы центров регуляции эмоций:

подкорковые центры, расположенные в промежуточном мозге и ответственные главным образом за биологические эмоции;

корковые центры, участвующие в проявлении высших социальных эмоций.

Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга: левое отвечает за положительные, а правое - за отрицательные эмоции. Опыты показывают, что правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью, а поражение левого - с тревожностью и озабоченностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под воздействием алкоголя, связывают с воздействием его на правое полушарие.

Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает различение эмоциональной интонации речи; при выключении левого полушария распознавание эмоциональной окраски голоса улучшается. Поражение левого полушария делает ситуацию непонятной, не поддающейся логическому осмыслению и словесному описанию, т.е. эмоционально отрицательной. Поражение правого полушария делает ситуацию понятной, простой и вызывает преобладание положительных эмоций. При поражении больной плохо понимает юмор. При левостороннем поражении чувство юмора почти не нарушено.

Важное значение в формировании эмоций у человека имеет сенсорная информация. Сенсорное голодание вызывает эмоциональное расстройство.

Проявление эмоций всегда связано с изменением деятельности вегетативных органов, двигательной сферы, нервных структур и эндокринных желез.

Страницы: 1 2 


Интересное на сайте:

Протеинкиназа С
Уже отмечалось, что протеинкиназы, как и сопряженные с ними G-белки, имеют различную преимущественную локализацию в клетках нервной ткани. Так, аденилатциклаза и протеинкиназа С присутствуют в высоких концентрациях в мозжечке, но С-киназа ...

Сравнительный анализ одного помещения в разные периоды времени
На втором этапе исследований был проведен сравнительный анализ загрязненеия воздуха в одном и том же помещении, но в разные периоды учебного дня. Объектом для данного исследования был выбран коридор. На таблице 4 и на рисунке 4 представле ...

Влияние наследственности на интеллект
По разным оценкам от 5 до 20-30 % детей имеют трудности в обучении или неспособны к усвоению школьной программы. Чаще всего встречается неспособность к чтению – дислексия. Понятно, когда ребенок с умственной отсталостью не может научитьс ...