Классификация естественных наук. Основные проблемы, решаемые отдельными естественными науками

Материалы » Научные теории естествознания » Классификация естественных наук. Основные проблемы, решаемые отдельными естественными науками

Следует отметить, что для естествознания характерно взаимодействие наук, взаимосвязь всех отраслей естествознания, когда один предмет изучается многими науками, а метод одной науки применяется к методам изучения других наук, при этом прослеживается противоречивость развития естествознания заключающаяся в том, что часто возникают две полностью противоположные концепции, касающиеся природы явления, которые взаимоисключают одна другую. Всё, казалось бы, идёт к расколу, но появляется принципиально новая концепция, более полно охватывающая предмет, которая совмещает, казалось бы, несовместимые концепции. Как пример можно привести историю взглядов на природу света, когда целый ряд явлений описывался волновой теорией, ряд других – корпускулярной. Конфликт разрешился с приходом теории о корпускулярно-волновом дуализме.

Классификация естественных наук определяется аспектами естествознания. Их можно выделить два:

· предметный, соответствующий последовательной связи объектов природы;

· методологический, соответствующий различным стадиям познания – от внешней стороны предмета – к его внутренней стороне.

Соответственно первому аспекту все естественные науки должны быть разделены на неорганические и органические, так как природа делится на живую и неживую. Взаимная связь естественных наук отражает общий ход развития природы от более простых, низших ступеней и форм до наивысших и наиболее сложных. Раздвоение природы на живую и неживую зарождается в пределах химии (поскольку химические соединения разделяются на неорганические и органические). Это раздвоение подготавливается на атомном уровне структурной организации материи, затем из молекул образуются различные агрегатные состояния вещества, составляющие различные сферы Земли, с другой стороны постепенное усложнение молекул приводит к образованию сложных углеродистых соединений, которые составляют основу живой природы. Поэтому в плане изучения различных сфер Земли все науки можно разделить на: физику, химию, геологию, биологию.

Эти науки составляют стержень классификации естественных наук. В основу вышеприведенного принципа раздвоения наук положен принцип развития предмета природы). Но принцип развития можно применить и к различным по масштабу объектам. Однако понятия астрономия, физика, химия, биология, геология в настоящее время обозначают целое семейство наук со свое сложной иерархией и структурой.

Ситуация усложняется тем, что сложная дифференциация и узкая специализация наук переплетается с противоположным процессом – интеграцией, так как вновь возникающие науки заполняют собою резкие различия между науками. Например, довольно сложно сказать: биофизика – это биология или физика. То же самое относится к физической химии, химии атмосферы, геофизики и множества других современных наук. Помимо этого можно говорить о неких «сверхнауках», скажем, синергетика или экология которые изучают предметы, которые являются в то же время предметами изучения почти всех основных естественных наук.

Если же классифицировать науки по принципу абстрагирования от различных форм движения то получим ряд: биология – химия – физика – математика – логика.

В основу классификации можно положить предмет изучения или принцип абстрагирования, масштаб или другие принципы. В целом структура естествознания довольно сложна. Помимо дифференциации основных наук о природе: физики, химии, астрономии, биологии, геологии, географии существует множество наук, которые являются как бы дочерними, но в то же время многие из них образованы тесным переплетением нескольких основных наук.


Интересное на сайте:

Понятие научной картины мира
Под научной картиной мира классики естествоиспытатели понимают систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества. Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот ...

Материалы и методы
Материалы исследований. Исследования наши проводились с начала 2005 года. Основной их объем приходился на время прохождения преддипломной практики: с 7 августа по 30 октября 2006 года. В этот период для выявления основных типов охотничьих ...

Результаты и их обсуждение
Влияние размера и возраста водоема . Всего в ходе изучения малакофауны 7прудов, канала и двух рек в районе Некоузского района мы обнаружили 33 вида моллюсков, из которых 23 вид относятся к брюхоногим, 10 видов – к двустворчатым (таблица 2 ...