Методы научного познания

Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности методология естествознания - это учение о принципах построения, формах и способах естественно-научного познания.

Метод - это совокупность приемов, или операций, практической или теоретической деятельности.

Любая система объективного знания может стать методом. Связь метода и теории выражается в методологической роли естественно-научных законов. Законы сохранения в естествознании составляют методологический принцип, требующий обязательного их учета при соответствующих теоретических операциях; рефлекторная теория высшей нервной деятельности служит одним из методов исследования поведения животных и человека. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон (1561 - 1626) сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.

Различные методы отраслей естествознания (физики, химии, биологии и т. п.) являются частными по отношению к общему диалектическому методу познания. Каждая отрасль естествознания, имея свой предмет изучения и свои теоретические принципы, применяет свои специальные методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Применяемые специальные методы, например, в археологии или географии, обычно не выходят за пределы этих наук.

Еще древние мыслители утверждали: сравнение - мать познания. Все познается в сравнении. Чтобы узнать, что представляет собой тот или иной предмет, необходимо, прежде всего, выяснить, в чем он сходен с другими предметами и чем отличается от них.

Сравнение это установление сходства и различия объектов. Сравнение лежит в основе многих естественно-научных измерений, составляющих неотъемлемую часть любых экспериментов. Сравнивая объекты между собой, человек может правильно познавать их и тем самым правильно ориентироваться в окружающем мире, целенаправленно воздействовать на него. Будучи необходимым приемом познания, сравнение играет важную роль, в практической деятельности человека сравнивая действительно однородные и близкие по своей сущности объекты. Сравнение является важным звеном познания в различных отраслях естествознания.

Анализ представляет собой мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части. Анализ - также и один из элементов процесса познания. Если разлагать сущность объекта на элементы, из которых он состоит, сущность объекта не познать. Анализ фиксирует внимание на том, что отличает части друг от друга. Синтез вскрывает то общее, что связывает части в единое целое.

Анализ и синтез находятся в диалектическом единстве между собой: в каждом своем движении наше мышление столь же аналитично, сколь и синтетично. Каждый изучаемый объект характеризуется множеством свойств и связан множеством нитей с другими объектами.


Интересное на сайте:

Сравнительный анализ одного помещения в разные периоды времени при наличии дополнительных факторов
На третьем этапе был также проведен анализ изменения содержания микроорганизмов в воздухе в одном помещении (класс химии), но при наличии двух дополнительных факторов: 1) проветриваемость помещения, 2) количество людей и интенсивность их ...

РНК-содержащие вирусы
РНК-содержащие вирусы 1 — парамиксовирусы; 2 — вирусы гриппа; 3 — коронавирусы; 4 — аренавирусы; 5 — ретровирусы; 6 — реовирусы; 7 — пикорнавирусы; 8 — капицивирусы; 9 — рабдовирусы; 10 — тогавирусы, флавивирусы; 11 — буньявирусы РНК-со ...

Индивидуальные и половые различия скелетной мускулатуры. Влияние физкультуры и спорта на мышечную систему.
Констит у ция челов е ка- функциональные и морфологические особенности организма, сложившиеся на основе наследственных и приобретённых свойств и определяющие реактивность организма на различные (в т. ч. болезнетворные) воздействия. Строен ...