Исторические этапы познания природы. Особенности современного естествознания
Страница 2

Материалы » Исторические этапы познания природы. Особенности современного естествознания

ü учение атомизма

(Левкипп, Демокрит). Начало всего сущего – это неделимые частицы–атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе – на атомы. Причины естественных явлений безличны и имеют физическую природу, их следует искать в земном мире. Атомизм является первой физической программой.

ü программа Аристотеля.

Аристотель пытается найти третий путь, возражая Демокриту и Платону. В качестве причин бытия он называет: формальную, материальную, действующую и целевую. Мир рассматривается как целое, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом, при этом мир является двойственным образованием – неизменная основа проявляется через подвижную эмпирическую видимость. Заслугой Аристотеля является и то, что он ставит науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно–категориального аппарата.

В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией (философское учение о Боге). В этой ситуации наука становится средством решения чисто практических религиозных задач (к примеру, арифметика и астрономия были заняты вычислением дат религиозных праздников). Такое чисто прагматическое отношение к средневековому естествознанию привело к тому, что оно утратило одно из самых ценных качеств античной натурфилософии, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов. В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия, которые представляли собой промежуточное звено между практическим ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки.

Вторая стадия

. Период конца 16 – начала 17 столетия связывают в естествознании с формированием и систематическим развитием экспериментально–теоретических исследований, его часто именуют аналитическим, или точным естествознанием.

Накопление большого количества сведений о мире мореплавателями, путешественниками, астрономами, химиками и алхимиками к началу 17 столетия породило стремление к более детальному изучению объектов, что привело к дифференциации (разделению, расчленению) существующих наук. К примеру, в физике выделяются механика, оптика, физика сред (газов, жидкостей и т.д.). Таким образом, важнейшими особенностями аналитической стадии естествознания являются:

ü Тенденция к возрастающей дифференциации естественных наук.

ü Преобладание эмпирических знаний над теоретическими.

ü Преимущественное внимание отводилось исследованию предметов природы в сравнении с исследованиями процессов.

ü Природа рассматривалась как неизменная во времени, то есть вне эволюции, а ее разные сферы – вне связи друг с другом.

Понятие “классическое естествознание”

охватывает период развития науки с XVII в. по 20-е годы XX

в., то есть до времени появления квантово-релятивистской картины мира. Разумеется, наука XIX в. довольно сильно отличается от науки XVIII в., которую только и можно считать по-настоящему классической наукой. Тем не менее, поскольку в науке XIX в. по-прежнему действуют гносеологические представления науки XVIII в., мы объединяем их в едином понятии - классическая наука

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Интересное на сайте:

Белки
Белки выполняют в организме очень важные функции. К ним в первую очередь следует отнести: структурную, каталитическую, сократительную, транспортную, регуляторную, защитную, а также энергетическую. На долю белков в среднем приходится 1/6 ч ...

Восприятие цветов
Трехкомпонентный механизм восприятия цветов описал еще М. В. Ломоносов. Эта теория была сформулирована позднее в 1801 г. Т. Юнгом и развита Г. Гельмгольцем. Согласно теории в колбочках находятся различные светочувствительные вещества. В о ...

Научные революции
Естествознание эпохи Возрождения. Первая научная революция Конец XV-XVI веков – переход от Средневековья к Новому времени – эпоха Возрождения (возрождение культурных ценностей античности). 1) Первая научная революция связана с появление ...