Участие ганглиозидов в дифференциации клеток

Была предложена модель клеточного цикла, в которой кроме стадии покоя G0, неустойчивой и регулируемой циклическими нуклеотидами, постулируется стадия D-дифференциации, контролируемая ганглиозидами. По мере формирования ней-рон-нейрональных взаимодействий меняется структура и количество ганглиозидов и увеличивается число высокоаффинных контактов.

Участвуя в дифференциации клеток, ганглиозиды увеличивают время выживания клеток и вызывают морфологические изменения клеток, проявляя нейритогенный эффект. Нейритогенный эффект экзогенных ганглиозидов обнаружен в культурах клеточных линий нейронального и хромаффинного происхождения, в симпатических и парасимпатических ганглиях и в нервно-мышечных препаратах.

На рис. 6 представлен нейритогенный эффект моносиалоганглиозида GMI в концентрации 10~М на рост отростков спи-нального ганглия эмбриона цыпленка. Экзогенные ганглиозиды оказывают влияние на протяженность отростков, их число на клетку и на разветвленность отростков. Интересно, что моносиалоганглиозид GM1 вызывает только увеличение длины аксонов, а три- и тетрасиалоганглиозиды в тех же концентрациях усиливают спрутинг и арборизацию.


Интересное на сайте:

Восприятие пространства
Остротой зрения называют максимальную способность различать отдельные объекты. Ее можно определить по наименьшему расстоянию между двумя точками, которые глаз различает, т. е. видит отдельно. Максимальную остроту зрения имеет макулярная о ...

Порядок динококкальные — Dinococcales
Объединяет коккоидные формы — неподвижные, одетые оболочкой клетки с типичными для динофитовых водорослей внутренним строением. Вегетативное деление отсутствует, размножение зооспорами, автоспорами. В ряде случаев замена зооспор автоспора ...

Классическое естествознание – характеристика
В XVII веке родилось классическое естествознание, у истоков которого стояли такие выдающиеся ученые как Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон, Ф. Бэкон. 1.Классическое естествознание заговорило языком математики. Антич ...