Факторы живой природы. Взаимосвязь между живыми организмами.

Материалы » Живые организмы и окружающая среда » Факторы живой природы. Взаимосвязь между живыми организмами.

Каждое растение живет не обособленно, а взаимодействуя с другими растения­ми, бактериями, грибами, животными (рис. 199), Связи между организмами разных видов, обитаю­щих совместно, очень разнообразны: они могут при­носить пользу всем организмам или только одним из них, иметь отрицательные последствия для некото­рых из них. Все формы взаимосвязей между организ­мами разных видов называют симбиозом (в буквальном смысле - сожительство).Это такие взаимоотношения между двумя организмами, при которых организм извлекает пользу от присутствия другого и не может существовать без него.

Взаимовыгодные связи существуют, например, между корнями высших растений и грибницей шляпочных грибов (березы и подберезовика, осины и под­осиновика) бобовыми растениями и азотфиксирующими клубеньковыми бактериями.

Пример из животного мира: Воловья птица, обитающая в Африке, проводит большую часть жизни выклевывая паразитов из шкуры африканских растительноядных млекопитающих. Птица при этом обеспечена пищей, а млекопитающее избавляется от паразитов

Особи одного или разных видов могут конкуриро­вать между собой за ресурсы окружающей среды - во­ду, свет, питательные вещества, места произрастания. При этом потребление определенных ресурсов одними организмами уменьшает их доступность для других. Такие отношения между организмами называют кон­куренцией (от лат. конкуренции - сталкиваться).

Примером конкуренции между особями одного ви­да, то есть внутривидовой, может служить сосновый лес, в котором все деревья одного возраста и конкури­руют за свет. Растущие быстрее деревья зате­няют отстающие в росте, чем еще более задерживают их рост или даже вызывают гибель. Межвидовая кон­куренция наблюдается между видами одного сообщест­ва со сходными требованиями к условиям среды обита­ния. (Например, в смешанных лесах между дубом и грабом.)

Растения разных видов могут неблагоприятно вли­ять друг на друга с помощью биологически активных веществ, которые они образуют и выделяют в почву, воду, атмосферу. Такие вещества угнетают рост и да­же вызывают гибель других организмов, в том числе и растений.

Среди растений известны виды паразитов (пови­лика, петров крест, заразиха) Вспомните, что пара­зитические бактерии, грибы и другие организмы вы­зывают разнообразные заболевания растений.

Некоторые виды растений, например орхидей, по­селяются на стволах и ветвях тропических деревьев, не принося им вреда. Они используют деревья только как место поселения. Воду такие растения поглощают из влажного воздуха с помощью воздушных корней, минеральные вещества - из пыли, накапливающейся в трещинах деревьев.

Многие животные питаются тканями живых расте­ний (разные виды клещей, насекомые, грызуны). Та­кие виды называют растительноядными. На пастби­щах животные поедают только определенные виды растений, избегая ядовитые или с горьким вкусом. В качестве защиты от выедания у крапивы на листьях имеются волоски со жгучим веществом, которое при попадании в кожу животных или человека вызывает ожоги. У многих видов листья (кактусы), прилистники (белая акация), побеги (боярышник) видоизменяются в колючки или же на стебле образуются особые выросты - шипы (шиповник) для защиты от животных.


Интересное на сайте:

Некоторые специфические положения, имеющие отношение к активности мембранных ферментов
Проблема изучения функционирования мембранных ферментов сводится по существу к проблеме гетерогенного катализа. Эти ферменты находятся не в непрерывной гомогенной среде, а локализованы в биомембране, мицелле, везикуле или иной мембранной ...

Регуляция плотности популяции
Логическая модель роста популяции предполагает наличие некой равновесной (асимптотической) численности и плотности. В этом случае рождаемость и смертность должны быть равны, т.е. если b = d , то должны действовать факторы, изменяющие либо ...

Методы научного познания
Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности методология естествознания - это учение о принципах построения, формах и способах естественно-научного познания. Метод - это совокупность приемов, ...