Изменение окружающей среды в результате деятельности человека
Страница 1

Материалы » Живые организмы и окружающая среда » Изменение окружающей среды в результате деятельности человека

Деятельность человека может неблагоприятно влиять на живые организмы, и вызывать исчезновение определенных видов (пример с черепахой). В этом разделе мы рассмотрим, каким образом некоторые виды деятельности человека, например постройка элек­тростанций и сбрасывание отходов, приводят к загрязнению озера и как мож­но свести подобное загрязнение к минимуму.

Вред, наносимый некоторыми видами загрязнений, очевиден. Хлориро­ванные углеводороды, такие, как ДДТ и полихлорбифенилы (ПХБФ), и такие токсичные металлы, как ртуть, просто ядовиты для большинства организмов, в том числе для человека. Многие из этих веществ не выделяются из организ­ма, а накапливаются в живых тканях и затем передаются во все возрастаю­щих концентрациях хищникам, относящимся к более высоким трофическим уровням. Особенно большую опасность они представляют для плотоядных высших уровней, например для соколов, человека и морских птиц, питающих­ся рыбой. Популяции сапсанов в восточных районах США и пеликанов в Ка­лифорнии почти погибли из-за того, что под действием ДДТ самки стали от­кладывать яйца с очень тонкой скорлупой, которая раздавливалась, когда птицы садились на них. Накопление ртути в морской меч-рыбе и всей рыбе, обитающей в озере Онтарио, достигло такого высокого уровня, что их потре­бление человеком было временно запрещено.

Добавление в озеро элементов питания также может принести большой вред; поучительным примером служит история с фосфатным детергентом. В природные экосистемы весь фосфор изначально поступает из горных пород, а поскольку многие экосистемы расположены на породах, содержащих мало фосфора, их продуктивность ограничивается недостатком этого элемента. Самым убедительным образом это было продемонстрировано в озерах (рис. 5.19). Люди непрерывно вносят в озера фосфор вместе со сточными во­дами, детергентами или удобрениями, стекающими с обрабатываемых земель. Это повышает продуктивность озера и ускоряет его эвтрофикацию, изменяя характер озера.

Многие глубокие олиготрофные озера, подобно озеру Тахо на границе ме­жду Невадой и Калифорнией, с начала пятидесятых годов стали заметно эв-трофицироваться вследствие загрязнения элементами питания. Самый явный симптом эвтрофикации-помутнение воды, создаваемое усиленным размноже­нием планктона. Другой признак - уменьшение численности таких рыб, как форель, любящих чистую воду, богатую кислородом. Загрязняемое элемента­ми питания озеро проходит через несколько стадий, прежде чем достигнет хо­рошо знакомого всем состояния с вонючей тиной на дне и берегами, усеянны­ми погибшей рыбой. Вначале загрязнение элементами питания способствует «цветению», или необычайно сильным взрывам численности популяции, водо­рослей. Некоторые водоросли выделяют токсины, отравляющие рыбу и де­лающие воду непригодной для питья. При отмирании водорослей бактерии разлагают их ткани и используют большую часть кислорода. В иле, лишен­ном кислорода, разложение мертвых растений некоторыми бактериями сопро­вождается выделением сероводорода (газа с запахом тухлых яиц). В «здоро­вом» озере обитающие на дне фотосинтезирующие бактерии используют этот сероводород по мере его образования. Однако при большом содержании в озере удобрений или сточных вод у его поверхности появляется так много водорослей и бактерий, что до дна доходит очень мало света и фотосинтези­рующие серные бактерии растут плохо. Они не могут использовать весь обра­зующийся сероводород, придающий загрязненному озеру его специфический запах.

Страницы: 1 2


Интересное на сайте:

Наука – определение. Специфические черты
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Специфические черты науки: 1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА — в том смысле, что она сообщает знания, истинные для ...

Лактонные формы ганглиозидов
Между карбоксильной группой N-апетилнейраминовой кислоты и ее гидроксильными группами могут возникать внутримолекулярные взаимодействия, приводящие к образованию лак-тонов – внутренних сложных эфиров. В создании лактонов могут участвоват ...

Особенности формирования и развития голоса у детей. Физиология голоса у детей
Голос - любая совокупность звуков, образуемая голосовым аппаратом человека (крик, плач, смех, речь, пение). Голосовой аппарат - комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании. Механизм голосообразования центрально об ...