Концептуальные аспекты работы Дарвина "Происхождение человека"
Страница 1

Материалы » Происхождение видов по Дарвину » Концептуальные аспекты работы Дарвина "Происхождение человека"

В первой части своего замечательного труда Дарвин рассматривает происхождение и родословную человека, во второй излагает теорию полового отбора.

Обратимся к содержанию этой книги.

В первой главе автор доказывает, что человек действительно произошел "от какой-то низшей формы". Важным свидетельством служит наличие у человека и млекопитающих гомологичных структур. "Всем известно, - пишет Дарвин, - что тело человека построено по одному общему типу или образцу с другими млекопитающими". Все кости его скелета можно сравнивать с соответствующими костями обезьян, летучей мыши или тюленя. То же самое можно сказать относительно мышц, нервов, кровеносных сосудов и внутренностей. "Мозг, важнейший из всех органов, следует тому же закону . ". То обстоятельство, что человек способен воспринимать от млекопитающих некоторые болезни (например, бешенство, оспу, сифилис, холеру, некоторые кожные и другие заболевания), свидетельствует о тесном сходстве тончайшей структуры и химического состава крови и тканей человека и млекопитающих. Зародыш человека развивается из яйца, почти ничем не отличающегося от яйцевых клеток других млекопитающих. Ранние стадии эмбрионального развития проходят таким же образом, как у зародышей всех позвоночных животных.

Особое значение Дарвин придает наличию, у человека множества рудиментарных (зачаточных) органов. К ним относятся, например, многие подкожные мышцы черепа, в частности мышцы ушной раковины, бугорок на загнутом внутрь крае уха ("дарвинов бугорок"), полулунная складка, которая является остатком третьего века, развитого у птиц, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс), копчиковая кость, волосяной покров и многие другие зачаточные признаки. Существование подобных рудиментаров, заключает Дарвин, "трудно объясняется теорией самостоятельного творения каждого вида ." Гомологичность строения тела и сходство зародышевого развития у членов одного класса понятны, если предположить, что все они произошли от общего родоначальника. Существование рудиментарных органов можно объяснить только предположением, что отдаленный родоначальник обладал этими частями "в полном их развитии", но затем они были частично утрачены или уменьшены под влиянием измененных условий жизни, неупотребления и действия естественного отбора.

Доказав сходство человека с млекопитающими, Дарвин во второй главе обсуждает вопрос о "способе развития человека от какой-то низшей формы". На ряде примеров он показывает, что человеческому организму, так же как растениям и животным, свойственна изменчивость под влиянием условий жизни, упражнения и не упражнения органов и действия коррелятивных отношений между органами. К сожалению, Дарвин рассматривает вопрос об изменчивости и наследственности у человека только с биологической точки зрения, почти не касаясь специфических социальных факторов, характеризующих человеческое общество. Вместе с тем было бы ошибкой считать, что Дарвин совершенно не отмечал качественного отличия человека от высших животных. Он подчеркивает, что человек "даже в самом диком состоянии есть все-таки самое господствующее животное, какое когда-либо появилось на Земле". Этим человек обязан "неизмеримому превосходству своих умственных способностей и общественному "образу жизни".

Одновременно Дарвин предупреждает против недооценки значения особенностей физического строения человека. В частности, он подчеркивает огромное значение развития руки. Чтобы ударять молотком, пишет он, бросать камни в цель, отесать камень и сделать из него самое грубое орудие, требуются тонкий навык и приспособленность руки к этим функциям, связанная с взаимной согласованностью многих мышц. Все это, равно как и голосовые органы, приспособленные к членораздельной речи, - результат "унаследованных влияний постоянного упражнения".

Следующие две главы (III и IV) посвящены сравнению способностей человека и животных. Дарвин сразу же оговаривается, что его цель - показать, что "в умственных способностях между человеком и высшими млекопитающими не существует коренного различия". Рассмотрев большой фактический материал, натуралист делает вывод о том, что, как ни велико умственное различие между человеком и высшим животным, "оно только количественное, а не качественное". Он поясняет свою мысль: "Чувства и впечатления, различные эмоции и способности, как любовь, память, внимание, любопытство, подражание, рассудок и т.д., которыми гордится человек, могут быть найдены в зачатке, иногда даже и в хорошо развитом состоянии у низших животных".

Страницы: 1 2 3 4


Интересное на сайте:

Физиологические и морфологические аспекты
Ряд отличительных особенностей строения функций органов определяют половую принадлежность организма. Биологические половые признаки делятся на физиологические (строение внутренних половых органов) и морфологические (вторичные половые приз ...

Популяционная структура видов
Виду и популяциям свойственна структурированность. Вид, как правило, включает множество популяций. Изоляция между ними почти никогда не бывает абсолютной: между отдельными популяциями происходит обмен особями благодаря миграции. Степень и ...

Периодическая система Д. И. Менделеева
Периоди́ческая систе́ма хими́ческих элеме́нтов (табли́ца Менделе́ева) — классификация химических элементов, устанавливающая зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра. Система является г ...